Преподобномученица Августа (Защук), схимонахиня (1871 - 1938 гг.)
В миру Лидия Васильевна Защук (урожд. Казнакова), родилась 2 июня 1871 года в Санкт-Петербурге. Отец – потомственный дворянин, тайный советник Казнаков Василий Геннадьевич. Мать – Лидия Алексеевна Главацкая, дочь штабс-капитана. Лидочка Казнакова была девочкой слабенькой, поэтому постоянно жила и воспитывалась в имении. Когда ей исполнилось шесть лет, скончался отец. Между братьями, вдовой и малолетней Лидией было поделено оставшееся после него наследство. Теперь все тяготы большой семьи легли на плечи уже немолодой Лидии Алексеевны, которая стала опекуншей троих малолетних детей. Старшие дети к тому времени уже отделились, а всего в семье Казнаковых было 12 детей. Денег не хватало, имение пришло в полный упадок.
Александровский Смольный институт
Санкт-Петербург. Фото конца XIX в.
Лидия Казнакова в детстве
Лидия Алексеевна усиленно хлопотала о получении образования младшей дочери, Лидии, которая 1 сентября 1880 года была, наконец, определена в седьмой класс Александровского Смольного института. Тогда ее мать еще сумела внести соответствующую плату за обучение.
В институте Лидия Казнакова выделялась большими способностями, училась хорошо и охотно, хотя и не отличалась хорошим здоровьем. В августе 1884 года была переведена на бесплатное содержание и обучение, по просьбе матери, которая не могла платить далее. 30 мая 1887 года Лидия Васильевна Казнакова окончила институт. Впоследствии она всегда с благодарностью вспоминала Смольный институт и стала членом Общества взаимопомощи нуждающимся смолянкам.
Лидия Казнакова в Смольном институте
После окончания института Лидия уехала с матерью в Тверскую губернию, к деду, где пробыла два года. Вернувшись в столицу, она стала жить в меблированных комнатах. Здесь же поселился молодой, блестяще образованный офицер Всеволод Защук. Через два года знакомства они поженились. Венчание состоялось 23 июля 1895 года.
Лидия относилась к мужу с удивительной скромностью и доверчивостью, но взаимности не находила. Помимо денежных затруднений, отношения между супругами осложнялись отсутствием в их семье детей. Супруги прожили вместе десять с половиной лет и расстались.
Лидия Защук с супругом
Лидия Васильевна Защук осталась без средств к существованию. 4 июля 1906 года она подала на имя Государя прошение с просьбой “приказать мужу моему вернуть мои деньги и выдать мне паспорт”. 15 ноября 1907 года Лидия Васильевна получила, наконец, вид на отдельное жительство от мужа на четыре года. Она работала на Адмиралтейском судостроительном заводе младшим делопроизводителем и переводчиком.
Адмиралтейский судостроительный завод. Фото начала XX века
Лидия Васильевна Защук
Осенью 1911 года Л. В. Защук просила выдать постоянный вид на жительство с правом получения заграничного паспорта без разрешения мужа, который категорически отказал ей в этом. Лидии Васильевне удалось уехать в Монте-Карло, а 16 февраля 1912 года она, наконец, получила постановление о праве проживания, раздельного от мужа.
Монте-Карло
Революционные потрясения в столице застали Лидию Васильевну служащей Городской думы, где она выдавала промысловые свидетельства. В бездне революционного хаоса у Лидии Васильевны не осталось ничего, кроме могил близких людей и никого, на чье плечо она могла бы опереться. Ее душа устремилась Богу, к Оптиной пустыни: родилась мысль стать монахиней и уйти от мирской жизни.
В Оптиной пустыни, как и во всех других монастырях России, власти образовали племхоз и совхоз, а сами монахи организовали Садово-парковое товарищество, которое затем вступило в юридический договор о совместном использовании и охране зданий в Оптиной с созданным в ней музеем, но в 1924 году Товарищество было закрыто “за антисоветскую агитацию”. Многие насельники обители после окончательного разгрома монастыря и Товарищества переселились в Козельск и его окрестности.
Демонстрация у Государственной Думы в 1917 г.

По прибытии в Оптину Лидия Васильевна около полутора лет трудилась счетоводом по выдаче хлеба в племхозе, а с декабря 1919 года начала работать в оптинском музее. Музей, основанный как заповедник, состоял не только из экспозиции и фондов, к нему отошли монастырская и скитская библиотеки, архив и некоторые здания обители. Первым заведующим Оптинского музея был о. Никон (Беляев). А когда осенью 1919 года он был арестован, работать там начала Л.В. Защук. С 20 июня 1920 года она занимала должность заведующей музеем.
В 1924 году на территории музея расположился детский дом с проживающими в нем 180 детьми. Началось постепенное посягательство на территорию музея и его вытеснение. В 1928 году музей был реорганизован и превращен в краеведческий, причем, большая часть музейного материала была отправлена в кладовую. Вскоре пришло решение о закрытии музея. Сразу после увольнения Л.В. Защук с должности зав. музеем началась распродажа его имущества.
Иеромонах Никон (Беляев)
Место расположения музея в Оптиной пустыни
В 1924 году Лидия Васильевна познакомилась с Надеждой Григорьевной Чулковой, приехавшей в Оптину на дачу. Когда Лидию Васильевну уволили из музея, она осталась без средств к существованию. Н.Г. Чулкова стала помогать безработной Л.В. Защук, ежегодно высылая определенную сумму денег. Лидия Васильевна переселилась в Козельск, где сменила несколько адресов. Вскоре она стала давать частные уроки немецкого и французского языков, а когда средств на пропитание не хватало, продавала свое имущество. В июле 1926 года, когда Лидия Васильевна сломала ногу, то смогла поправиться только благодаря уходу и помощи Надежды Григорьевны.
Несмотря на то, что Л.В. Защук была больна и отошла от музейных дел, интерес чекистов к ее жизни не истощался. В секретном доносе, названном “докладной запиской”, в Президиум калужского губисполкома поступили сведения о монастыре, где в частности говорилось:
“…Вот Л.В. Защук, бывшая зав. музеем (с большим трудом отстраненная), жена полковника, странная, эксцентричная женщина, при изъятии церковных ценностей была за противодействие арестована, религиозна до крайней фанатичности, свою службу сочетавшая с поклонением старцам…”
Надежда Григорьевна Чулкова
17 июня 1927 года Лидия Васильевна была арестована. Ее вызвали на допрос сразу после ареста. Лидия Васильевна вины за собой не признала. Она, как опытный юрист, спокойно и умно мотивировала все свои действия, обосновывая их распоряжениями и постановлениями правительства. Например, обвинение в незаконных богослужениях имело такое обоснование: “За молитвы частных лиц в своих помещениях никто отвечать не может, а богослужений там не допускалось, да никто и не просил о сем”. Она даже позволила себе со свойственной ей деликатностью смолянки напомнить следователю о законах и указать на распоряжения властей.
Обвинения в отношении Л.В. Защук рассыпались в ходе следствия, и она была освобождена 1 июля 1927 года по подписке о невыезде. 10 августа 1927 года в г. Козельске Калужской губ. с нее была взята подписка о невыезде в связи со следствием по групповому “делу иеромонаха Никона (Беляева) и др.”. 19 декабря того же года Лидия Васильевна была приговорена к высылке на три года с запрещением проживания в семи крупных городах СССР.
По окончании срока высылки Лидия Васильевна жила в Туле, а после переезда архим. Исаакия (Бобракова) в г. Белёв она переселилась туда же. В 1930-е годы здесь жили ссыльные монахи Оптиной пустыни и монахини Шамординского монастыря. Все они посещали Никольскую церковь в Казачьей слободе Белева. Именно тогда епископ Белевский Игнатий (Садковский) организовал подпольный женский монастырь при Казачьей церкви в Белеве.
В 1934 году епископ Георгий (Садковский) совершил чин пострижения Лидии Васильевны Защук в монашество с наречением имени Августы, а затем посвятил в схиму и назначил игуменией подпольного женского монастыря.
г. Белев. Фото начала XX века
Епископ Георгий (Садковский)
16 декабря 1937 года матушка Августа была арестована вместе с двадцатью монахами, монахинями, мирянами и священниками в городе Белеве. Арестованных перевезли в город Тулу. Мать Августу дважды вызывали на допрос. На первом матушка ничего не сказала, а на втором подтвердила, что в городе Белеве был организован подпольный монастырь при Никольской Казачьей церкви. На требование дать показания относительно деятельности монастыря и назвать имена сестер она сказала: “От дачи показаний на поставленный мне вопрос отказываюсь”.
Не прошло и двух недель, как следствие было закончено. 25 декабря 1937 года начальник Госбезопасности Белевского райотдела НКВД по Тульской области составил обвинительное заключение. Мать Августу обвинили в том, что она “создала и возглавила женский монастырь из лиц служителей монашеского элемента… возглавила контрреволюционную деятельность среди населения”, ее осудили и приговорили к расстрелу.
Расстреляна 8 января 1938 года вместе с другими священниками и монахинями расстреляли на 162-м км Симферопольского шоссе под Тулой.
Схимонахиня Августа (Защук) перед расстрелом
Причислена к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2001 года.

Святая преподобномученица Августо, моли Бога о нас!