Отбыв заключение в концлагере, отец Гурий незадолго до наступления новых страшных гонений вернулся в европейскую часть России; он поселился сначала в городе Медынь Калужской области, а 15 марта 1937 года переехал в село Волово Тульской области, где стал служить в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение». Подходил период самых жестоких гонений на Церковь, и его служение становилось сплошным исповедничеством. Всеми чувствовалось приближение большой мировой войны, что вызывало еще большую злобу у власть имущих. Принеся за двадцать лет правления народу много зла, они еще больше ненавидели, но уже боялись его, и потому продолжали приносить ему зло, арестовывая, отправляя в лагеря и убивая, одним словом, вместо созидательной деятельности занимаясь истреблением подданных.
В ноябре 1937 года председатель местного сельсовета выдал для Воловского отделения НКВД справку об отце Гурии: «Проживая в селе Волове, священник Самойлов активно вел агитацию против советской власти о том, что она всех грабит, скоро ей придет конец… Вел часто службу в церкви…».
В середине ноября 1937 года начальник Воловского отделения НКВД допросил крестьян, некоторые из которых добровольно согласились стать лжесвидетелями, другие же были превращены в лжесвидетелей ухищрениями следователя. Большая часть из них показали, что девять человек, о которых их спрашивали, являются активными церковниками – членами церковного совета и не желают вступать в колхоз.
Следователю этого было недостаточно, и он приписал членам церковного совета террористические планы, которые они якобы намеревались осуществить под руководством их приходского священника, иеромонаха Гурия, который и был привлечен к ответственности десятым обвиняемым, как руководитель антисоветской церковной группы крестьян. Все арестованные виновными себя не признали.
Иеромонах Гурий был арестован 22 ноября 1937 года и на следующий день допрошен начальником Воловского отделения НКВД.
– Вы арестованы за контрреволюционную агитацию, которую проводили среди населения села Волово, признаете ли себя виновным в этом? – спросил он.
– Никакой контрреволюционной агитации я среди населения не вел и виновным себя в этом не признаю, – ответил священник.
– Кого вы собирали у себя в доме из граждан села Волово в 1937 году и для какой цели?
– У себя в доме я никого не собирал, но иногда ко мне в квартиру приходили прихожане, а также приходил ко мне на квартиру церковный староста, …пономарь, которые заходили ко мне на квартиру по церковным делам.
– Вы лжете. В вашей квартире собирались церковники, бывшие кулаки, для обсуждения вопросов контрреволюционного характера. Почему вы отрицаете это?
– При посещении моей квартиры вышеуказанными лицами никаких разговоров контрреволюционного характера не было.
– Где вы находились 7 ноября 1937 года?
– Находился в селе Волово, с шести часов утра до двух часов дня я служил в церкви, потому что в этот день было много исповедников и причастников.
26 ноября следователь снова допросил иеромонаха Гурия.
– Следствие вторично требует от вас признания в вашей контрреволюционной деятельности…
– Я следствию заявляю, что никакой контрреволюционной деятельности я нигде и никогда не вел.
– Вы лжете. Следствию известно, что вы в сентябре, октябре, ноябре 1937 года среди населения вели агитацию о том, что скоро антихристу Сталину конец, всех крестьян мучают, грабят и так далее. Почему вы это отрицаете?
– Таких разговоров с моей стороны не было никогда и виновным в этом себя не признаю.
– 7 ноября во время службы был у вас перерыв? И куда во время перерыва вы ходили?
– Во время окончания утренней службы 7 ноября 1937 года до обедни действительно побывал кое у кого из граждан села Волово.
– По каким делам?
– Просто так, проведать.