Священномученик Никита (Прибытков), епископ Белевский (1859 - 1938 гг.)
Священномученик Никита, в миру – Прибытков Николай Григорьевич, был уроженцем Алтая, он родился в селе Елбашки Бийского округа Томской губернии, в традиционной православной семье. Отец его был пономарем. По-видимому, в семье были еще священники. Так, в справочной книге Томской епархии за 1911 год значатся три священника Прибытковых: Василий, Семен и Михаил Григорьевичи. Вполне вероятно, что это братья священномученика Никиты. Там же назван и священник Николай Николаевич Прибытков 1882 года рождения. Скорее всего, это его сын.
В анкете, заполненной в 1932 году в Барнаульской тюрьме со слов епископа Никиты, сказано, что он «вдов, братья и дети все умерли». Возможно, владыка и в самом деле был одинок к началу 30-х годов. Однако не исключено, что он не назвал родных по простой причине – желая спасти их от ареста.
Северная часть г. Томск
Барнаульское духовное училище
Дореволюционная биография священномученика Никиты известна лишь в общих чертах. Он окончил духовное училище в Барнауле, потом семинарию. 3 апреля 1880г.  Николай Прибытков был определен псаломщиком  к Казанской церкви  с. Валериановского  Мариинскаго уезда., а 2 июня 1881г. – переведен к бийскому Троицкому Собору, позже 30 июля 1882г. переведен к Михаило-Архангельской церкви с. Мартыновского Кузнецкого уезда. 8 мая 1884г. Николай Прибытков был рукоположен в сан диакона. 3 марта 1887 г. переведен к Одигитриевской церкви  г. Кузнецка (ныне Новокузнецк), позднее состоял на должности псаломщика в Преображенском соборе г. Кузнецка.
Церковь Одигитриевской (Смоленской) иконы Божией Матери
г. Бийск. Троицкий собор
Преображеский собор в г. Кузнецке
17 мая (ст.ст.) 1888г. диакон Николай Прибытков определен на священническое место к Христорождественской  церкви с. Подгородного Кузнецкого округа.  1 сентября 1889г., согласно прошению,  отец Николай перемещен к Троицкой церкви  с. Березовского Кузнецкого округа
Церковь Живоначальной Троицы Кузнецкого округа
Иерей Николай Прибытков принимал активное участие в общественной жизни своего края, с 1896 года состоял сотрудником Попечительства о бедных духовного звания, в 1899-1918 гг был действительным членом Алтайского православного миссионерского общества.
С 1910 года отец Николай служил в Бийском Тихвинском женском монастыре. В 1912 году он пережил смерть супруги. В 1914 г. он принял постриг с именем  Никита. В 1920 году стал игуменом, в 1921 (22) – архимандритом.

Бийский Свято-Тихвинский храм
Во время обновленческого раскола отец Николай заявил о себе как об убежденном «тихоновце». В 1924 году Святейшим Патриархом Тихоном он был рукоположен во епископа Кузнецкого и в том же году переведен на Рубцовскую кафедру, став фактическим главой всех «тихоновских» приходов на Алтае. Противостояние обновленцам было непростым – лишь к 1927 году епископу Никите удалось восстановить единство епархии и зарегистрировать епархиальное управление в Бийске. С 1927 г. – он епископ Бийский, викарий Алтайской епархии.
Епископ Никита (Прибытков), епископ Бийский
В 1931 году епископ Никита бы арестован и этапирован из Бийска в Барнаульскую тюрьму. Одновременно чекисты арестовали еще 25 «активных церковников» из окрестных сел. В частности, вместе с епископом Никитой в Бийске были арестованы священники Иоанн Веселовский и Тихон Смородинов, а также секретарь владыки Никиты отец Иоанн Соколов, сын архиепископа Иннокентия. Арестованные вряд ли знали о существовании друг друга, но по ходу «следствия» их искусственно объединили в «контрреволюционную организацию церковников», во главе поставили Преосвященного Никиту…
В основу обвинительного заключения были положены бумаги, обнаруженные у владыки при обыске. Это был текст меморандума местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Нижегородского Сергия и ответа на него представителя Правительства Смидовича. В меморандуме митрополит Сергий изложил Правительству ряд просьб и предложений по поддержанию хотя бы мало-мальски сносных условий церковной жизни «тихоновцев»:
— не приравнивать духовенство к нетрудовому элементу;
— не закрывать детям духовенства доступ в школы и вузы;
— членов церковных советов не приравнивать к кулакам;
— при решении вопроса о закрытии храма принимать во внимание голос прихожан;
— разрешить открытие богословских курсов (обновленцы имели Духовные Академии);
— разрешить издание журнала при Патриархии;
— в новой Конституции не ухудшать положения верующих в СССР»…
Ответ Смидовича был туманным, хотя и давал какие-то надежды.
Чекисты объявили оба документа «контрреволюционными», поскольку они «не имеют официального характера и предназначены для возбуждения недовольства Советской властью у священнослужителей и верующих».
Также при обыске у епископа Никиты нашли список из 71 фамилии. Список не имел названия. Скорее всего, владыка заполнял его постепенно, день за днем. Чекисты разобрались, что это список лиц, взятых «по линии ОГПУ» и включили его в «дело», как еще одно доказательство недовольства епископа Советской властью.
Владыку допрашивали 8 раз. После изнурительных допросов он дал признательные показания и заявил, что руководил вымышленной чекистами к/р организацией церковников. «Хотя я и невиновен, — написал владыка в своем заявлении, — но руководство контрреволюционной организацией я принимаю на себя». Однако допросы не прекратились. 4 мая 1931года во время еще одного из допросов владыка Никита сказал: «Признание свое я мотивирую тем, чтобы скорее закончилось следствие».
г. Барнаул. Фото ΧΧ века.
13 июня 1931 года «Особая тройка» ПП ОГПУ по Запсибкраю вынесла обвинительное заключение по «делу епископа Никиты». Всего было осуждено 29 человек, из них один был приговорен к расстрелу, остальные к различным срокам заключения. Епископ Никита, в виду старческого возраста, был приговорен к 5 годам ссылки в Востсибкрай. Сослали его в Туруханский край.
Однако еще до окончания срока ссылки владыка подвергся новому аресту. В апреле 1932 года его этапом доставили в Новосибирскую тюрьму и там предъявили очередное обвинение. На этот раз «тройка» ОГПУ по Запсибкраю объявила его «инициатором и руководителем Алтайского филиала к/р повстанческой организации церковников». Владыка снова признал свою вину и взял на себя «руководство» вымышленной организацией…
Из 46 священнослужителей, проходивших с ним по делу, 24 были расстреляны, остальные были приговорены к различным срокам лагерей и ссылок. Епископ Никита, опять ввиду преклонного возраста, получил 5 лет ИТЛ и был направлен в Нарымский край. Однако в том же году Комиссия по разгрузке мест заключения, несмотря на противодействие ОГПУ, освободила его из лагеря по причине глубокой старости.
Нарымский край. Фото XX века 30-х годов.
По освобождении, в декабре 1934 года владыка получил назначение в Центральную Россию, в Вятскую епархию, на вдовствующую с 1931 года Малмыжскую кафедру. Менее чем через год, в мае 1935 года он был переведен на новое место – стал епископом Белевским, викарием Тульской епархии.Забота о соблюдении Устава Церкви, ревностное служение у алтаря Божиего снискали ему любовь белевской паствы.Белёв хранил традиции истинной Церкви. При упразднённом белёвском Спасо-Преображенском монастыре ещё в 1922 г. была создана православная церковная община, соблюдавшая устои «тихоновской» Церкви.
Город Белев. Фотографии начала ΧΧ века.
Последний арест владыки Никиты был связан с так называемым делом о «подпольном монастыре» в Туле.
Еще в 1922 году в городе Белеве под руководством епископа Игнатия (Садковского) и его брата иеромонаха Георгия была создана православная община. В ней состояли и монашествующие, и священнослужители, и миряне. Подобные полулегальные общины, тайные братства и подпольные монастыри существовали в разных епархиях Русской Православной Церкви еще со времен Гражданской войны. Они являли собой своеобразную реакцию церковного народа на прогрессирующее в народе безбожие. Количество их росло по мере усиления гонений.
Несмотря на неоднократные аресты организаторов и наставников, община епископа Игнатия в Туле продолжала существовать вплоть до 1937 года, объединяя сотни верующих людей из Белева и окрестностей. Сначала члены общины собирались при Спасо- Преображенской церкви бывшего мужского монастыря, затем при Стефановский (Богородицерождественской) церкви, а в середине 30-х годов, когда епископ Никита прибыл в Белев – при Казацкой (Никольской на Казацкой слободе) церкви.
77-летний епископ Никита, несмотря на преклонные годы, включился в жизнь общины, регулярно совершал в ней богослужения. Позже, во время допроса, на вопрос следователя, младшего лейтенанта Дадочкина о том, как часто проводились службы при Казацкой церкви, епископ Никита ответил: «Да, подтверждаю: службы в Казацкой церкви были ежедневными утром и вечером, так же как ранее в закрытых монастырях».

Епископ Игнатий (Садковский) и его брат иеромонах Георгий (Садковский)
Никольская церковь на Казацкой слободе
В конце 1937 г. очередная, наиболее кровавая и беспощадная волна репрессий докатилась и до епископа Белевского Никиты. 18 ноября 1937 г. в Белеве арестовали пятьдесят одного человека из духовенства и монашествующих по обвинению в контрреволюционной деятельности и создании подпольных монастырей.  В этот раз епископ Никита не был арестован только в связи с тяжелой болезнью. Все арестованные 2 декабря 1937 г. были приговорены к расстрелу, приговор был приведен в исполнение 10 декабря того же года в Тесницком лесу под Тулой. Из пятидесяти одного расстрелянных тридцать девять были женщины — монахини и послушницы. Среди расстрелянных был настоятель мужского подпольного монастыря иеромонах Сафроний (Сорокин Сергей Сергеевич).
Епископ Никита (Прибытков) был арестован  16 декабря 1937 г. Вместе с ним были арестованы  еще девятнадцать человек. Их разыскивали, так как они пытались скрыться в деревнях, обосноваться в городе Скопине  у епископа Игнатия (Садковского),  который  после освобождения из заключения некоторое время служил епископом Скопинским, викарием Рязанской епархии.
Епископу Никите было предъявлено обвинение в том, что он, «являясь организатором и руководителем подпольного монастыря при Казацкой церкви тихоновской ориентации, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения и в распространении  явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста, приближающейся войне  и гибели существующего строя. Из двадцати арестованных только один был мирянин — врач-терапевт Субботин, который обвинялся в финансировании группы. Все арестованные были люди далеко не молодые. Епископу Никите в то время было семьдесят восемь лет.
В деле указаны мирские имена подследственных, свое монашеское имя сообщают только схиархимандрит Исаакий (Бобраков Иван Николаевич), последний настоятель Оптиной пустыни перед ее закрытием, и схимонахиня Августа (Защук Лидия Васильевна), тоже имевшая отношение к Оптиной пустыни, — она стала первым директором музея в скиту после закрытия монастыря; приняла постриг от старца Анатолия (Младшего) перед самой его кончиной и жила потом в Белеве. Ее обвинили в том, что она была игуменьей подпольного монастыря.
В деле содержатся протоколы допросов «свидетелей» — нескольких крестьян, которые показали, что их действительно агитировали и что все арестованные  занимались  контрреволюционной деятельностью. Из двадцати арестованных только пятеро не выдержали допросов и подписали протоколы, подтверждающие их «контрреволюционную» деятельность.
Епископ Никита (Прибытков) перед расстрелом
Мемориал в Тесницком лесу
Из материалов расследования 1957 г., проведенного по заявлению сына доктора Субботина, стало известно, какими методами были добыты показания. Арестованные перенесли четырнадцать суток допроса, причем им не давали не только спать, но и садиться. Если человек падал, его обливали холодной водой. Обвинительный акт всем арестованным был вынесен 25 декабря 1937 г., после чего они были переведены в Тулу. Тридцатого декабря 1937 г. «тройка» вынесла приговор: расстрел.
Дата мученической кончины епископа Никиты — 3 января 1938 г. Его расстреляли и похоронили в Тесницком лесу, на 162-м километре шоссе Москва-Симферополь.
Священномученик Никита, епископ Белевский причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.  
Святый священномучениче Никито, моли Бога о нас!